Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца
К северо-востоку от Подольска, недалеко от автомобильного моста через Пахру, стоит белокаменный храм начала XVIII века — невероятно красивая церковь Николая Чудотворца, что в селе Стрелкове.
Стрелковская церковь — памятник архитектуры так называемого «нарышкинского» стиля. На четверике — восьмерик, весьма оригинально оформленный; по углам — эффектные колонки, опирающиеся не на кровлю четверика, а на выступающие из стены кронштейны. Барабан — также восьмигранный, оформленный нишками в форме окон восьмерика. Колокольня выстроена в новейшее время взамен разобранной в 1950-е годы. Она, увы, дисгармонирует с храмом и по форме, и по пропорциям.
С передачей Никольской церкви верующим вышла не очень красивая история. В 1966 году храм причислили к памятникам архитектуры всесоюзного значения, но в 1987 году, на волне «демократизации и коммерциализации»… сдали в аренду под ресторан. Ни много ни мало — на 99 лет. Что стало причиной столь странного решения чиновников (как с церковной точки зрения, так и с точки зрения охраны памятников), причем не в 1930-е годы, а в канун 1000-летия Крещения Руси, — даже выяснять не хочется, но чутье подсказывает, что причина банальна — деньги. В 1998— 2000 годах общине верующих пришлось судиться за храм. Суд вынес решение в пользу общины.
История. По преданию, Никольская церковь построена для явленного образа свт. Николая, который приплыл в Стрелково по р. Пахра. Образ был благоговейно взят из воды, и от него сразу стали совершаться чудеса. В 1683 г. по указу царицы Марфы Матфеевны, супруги царя Феодора Алексеевича, в селе построили каменный храм. В 1703-1705 гг. возведен белокаменный храм во имя свт. Николая. В 1880-х гг. Никольский храм посещал П. И. Чайковский, живший в соседнем с. Плещеево. В советские годы храм закрыли, разобрали колокольню и трапезную, снесли купол с барабаном.
С 1998 г. богослужения возобновились. В настоящее время он восстановлен. В 1966 г. Никольский храм внесен в список памятников всероссийского значения.
Святыни. В 2003 г. освящен колодец и надкладезная часовня, возведенная в честь 300-летия храма. В церкви имеются чтимые иконы свт. Николая Можайского и свт. Алексия, митрополита Московского.
Сведений о том, что находилось в древние времена на месте села Стрелково не сохранилось. Но косвенные упоминания, так или иначе связанные с этими землями в среднем течение Пахры, позволяют с уверенностью утверждать, что Православная Вера в этих краях зародилась гораздо ранее, чем об этом упоминают письменные источники. Более подробно об исторических фактах, позволяющих сделать такие предположения можно прочитать в разделе «Васильевский погост и окрестные земли».
Первые письменные сведения непосредственно о селе Стрелково или, как это было принято на Руси, по церкви – Никольском, относятся к 1682 году, когда названное «сельцо на речке Пахре» Московского уезда Молоцкого стана было вотчиной царского стольника Петра Матвеевича Апраксина. Сельцо в те давние времена насчитывало всего 9 дворов, а в них проживало 33 человека.
По древнему преданию, сооружение Никольского храма связано с чудесным обретением местными жителями резного образа святителя Николая, который приплыл против течения по реке Пахре и остановился напротив сельца Стрелково. В честь чуда обретения образа, первоначально в сельце была сооружена деревянная церковь, а позже, в связи с ветхостью, деревянное строение было заменено на каменное.
Ряд источников указывают, что каменный храм во имя святителя Николая, Угодника Божиего был построен в 1683 усердием и при поддержке царицы Марфы Матвеевны, урождённой Апраксиной, второй супруги царя Федора Алексеевича. Косвенным подтверждением этому являлся местночтимый резной образ святителя Николая, находившийся в иконостасе, а также образа святых Федора Стратилата и Марфы — небесных покровителей царя Федора Алексеевича и царицы Марфы.
Позднее, во времена молодого царя Петра I, который неоднократно посещал эти земли, можно предположить, что храм серьезным образом перестраивался, о чем в книге Казенного Приказа за 1702 год имеется упоминание о храме, как новопостроенном и еще не освященном. Настоятелем храма, согласно сохранившейся записи, был дьякон Степан Дмитриев: «Августа в 6 день (т.е. 19 по н. ст.) к вышеописанной церкви благословлен в попы из дьяконов Степан Дмитриев».
По документам Патриаршего Приказа, относящимся к 1705 году, строительство храма было окончено и священнику Василию Трофимову был выдан антиминс.
Из этих отрывочных сообщений можно сделать предположение, что сельцо Стрелково относилось к родовым вотчинам Апраксиных, поскольку к 1754 году село ещё принадлежало графу Федору Андреевичу Апраксин.
Впоследствии, владельцы сельца неоднократно менялись. После победоносной Отечественной войны 1812 года, а если быть более точным, согласно документам за 1814 год, владельцем села являлся действительный тайный советник, граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин(+1817), тот самый, который обнаружил в ризнице Спасо-Преображенского собора Ярославля уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».. Графу А.И. Мусину-Пушкину также принадлежала ещё одна подмосковная усадьба, более известная под названием «Валуево», располагавшееся за усадьбой «Остафьево» князя Петра Андреевича Вяземского.
По- видимому, со сменой владельца села Стрелково в 1814 году Никольский храм становится приписным к храму Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном неподалеку, в селе Покров – Ризницы. С этого времени история этих двух храмов переплетается и становится общей историей.
К концу XIX века, в 1893 году, село Стрелково насчитывало 16 дворов и более сотни жителей. В октябре названного года в окрестностях появилась эпидемия холеры. Ситуация была крайне опасной, вокруг вымирали целые деревни. Местные крестьяне, отчаявшись своим бедственным положением, вознесли пламенные молитвы к Всевышнему, Богородице-Заступнице и святому Николаю, угоднику Божиему, после чего совершили крестный ход вокруг села. Господь услышал молитвы и оградил от напасти, холера отступила. Можно предположить, что согласно данному обету, крестьяне возблагодарив Всевышнего нашего Господа Иисуса Христа и Пресвятую Богоматерь за чудесное избавление от эпидемии, вознамерились перестроить и украсить Никольский храм. Поскольку, согласно Историко-статистическому описанию сел Покровского и Стрелково за 1903 год: «6 сентября 1899 г. состоялось торжественное освещение храма. Накануне было совершено всенощное бдение. На другой день перед литургией было совершено малое освящение с молитвой об обновлении храма. Литургию совершал местный о. Благочинный Николай Евграфович Сироткин, с местным настоятелем храма и пр. духовенством из ближайших селений, при участии диакона и певчих из уездного города Подольска. Вместо причастного стиха сказано было слово о храме местным священником М. А. Порецким. По окончании литургии был совершен молебен пред местно-чтимым образом Св. Николая Чудотворца…»
В начале ХХ века по причине того, что храм был холодным, службы в нем совершались редко, а именно: 9-го мая и 6-го декабря – в дни памяти святителя Николая, на второй день рождества Христова, в день преподобной Ксении, в день празднования Владимирской иконы Божией матери и в дни празднования памяти преподобного Сергия, Радонежского чудотворца и светильника земли русской.
После октябрьского переворота, в связи с приходом в 1917 году к власти богоборцев, Никольский храм был разграблен и затворе. Крест с купола был свергнут, порушена колокольня и трапезная. Церковное имущество, утварь и святые образа были поломаны, украдены или реквизированы новой властью.
В начале 90-х годов XX века поругание над храмом не только не прекратилось, но риняло более изощренные и мерзкие формы. Безбожники изрядно перестроили храмовое здание и устроили здесь «новорусский» общепит — открыли ресторан, который, как правило, работал по ночам с соответствующими тому лихому времени целями. Так, говоря словами евангельскими, «дом молитвы был превращен в вертеп разбойников» (Мф 21,13)
Однако, «Бог поругаем не бывает» и даже у злодеев наступает просветление в грешных душах. Уже к 1999 году храм был очищен от всяческой скверны и хотя находился ещё в разрушенном состоянии, но в нем начались Богослужения и восстановительные работы.
Впервые в письменных источниках о церкви в селе Стрелкове упоминается в книге Казенного приказа в 1702 г.: «Февраля в 27 день, по указу Великого Государя и по помете на выписке казначея Тихона Макарьевского, новопостроенной церкви Николая Чудотворца, которую велено построить стольнику Андрею Матвееву сыну Опраксину в Московском уезде, в Чермневе стане, в вотчине его, в сельце Стрелкове, на попа с причетники дани положить с дворов: попова, дьяконова, дьячкова, просвирницына, одного вотчинникова, 8 дворов крестьянских средних, да с церковной земли…» Точная дата окончания строительства неизвестна. Некоторые документы свидетельствуют, что «1705 года октября в 18 день выдан антиминс, по благословенной грамоте Московского уезда, в село Никольское стольника Андрея Матвеевича Апраксина, тоя ж церкви попу Василию Трофимову». Иные источники утверждают, что храм был построен еще в 1683 г.: «В прошении владельца села Стрелкова, действительного тайного советника графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, поданном на имя Высокопреосвященнейшего Августина, архиепископа Дмитровского, викария Московского, в 1814 г. 2-го октября, говорится: при державе Государя Царя Феодора Алексеевича построена иждивением супруги его, царицы Марфы Матвеевны, в сельце ее Стрелкове каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, почему и название получило село — Никольское, Стрелково тож». По мнению И. Ф. Токмакова, косвенным подтверждением этому могла служить икона святителя Николая, находившаяся у северных дверей иконостаса. На образе также имелись изображения святых Феодора Стратилата и Марфы, соименных царю Феодору Алексеевичу и его супруге Марфе Матвеевне. Затем антиминс освящался в 1740 г.
В связи с появлением трещин в стенах Никольской церкви, ее фасад был отремонтирован в 1849 г, а интерьер — в 1858 г.
В храме находился местночтимый образ святителя Николая (не сохранился). На этой резной деревянной иконе он изображен в полный рост в архиерейском облачении. Его руки подняты вверх; в левой он держит церковь, а в правой — меч. В верхней части образа — «Никейское чудо». В народе бытовало предание о том, что эта икона приплыла по реке Пахре. Ежегодно 13 июня перед образом святителя Николая служили молебны в Добрятине и Выползове, а весной — в Крюкове, Жукове и других деревнях Подольского уезда.
В Никольской церкви находились и два серебряных креста с частицами мощей. До наших дней они не сохранились. Поскольку храм в Стрелкове был холодным, то богослужения в нем совершались редко. Собственного причта в селе не было. Это связано с недостаточным финансовым обеспечением. Еще в середине XVIII столетия Никольскую церковь приписали к храму села Васильевского (Загорья). В 1783 г. этот деревянный храм пришел в полную негодность. Тогда епархиальному начальству было подано прошение о переводе причта в Стрелково. Из-за имущественных споров владельцев сел Стрелкова и Васильевского и причта церкви святителя Николая последняя вторично стала приписной, но уже к Покровскому храму села Покров-Разницы. Произошло это в 1814 г.
В июле 1878 г. Никольскую церковь ограбили. В 1880 г. ее территория была обнесена деревянной оградой, поставленной на каменных столбах. В июле 1892 г. храм пытались обокрасть вторично. В то же время было ограблено около 15 церквей в Подольском, Бронницком и Коломенском уездах Московской губернии.
В 1893 г. в Стрелкове свирепствовала холера. Местные жители с пламенной молитвой обратились к Господу: были отслужены Божественная литургия, молебен и совершен крестный ход вокруг села. После этого болезнь прекратилась.
В 1899 г. в Никольской церкви проводились ремонтные работы: стены покрасили масляной краской, а колонны, карниз и киоты у иконостаса заново вызолотили. 26 сентября 1899 г. храм был вновь освящен. Накануне было совершено торжественное всенощное бдение, а утром перед литургией — малое освящение с молитвой об обновлении церкви. Служение Божественной литургии возглавил благочинный священник Николай Сироткин. Настоятель Покровского храма священник Михаил Порецкий произнес речь, а после молебна перед образом святителя Николая Чудотворца преподнес в дар местному благотворителю, крестьянину села Стрелкова Павлу Максимовичу Горлову, икону и просфору.В библиотеке при Никольском храме находилось немало древних и старинных книг: «Триодь постная» 1699 г, «Ирмологий» 1753 г. и др., а в 1894 г. собрание обогатилось 16 томами, пожертвованными диаконом церкви села Влахернского (Кузьминки).
25 апреля 1922 г. был выдан мандат на изъятие ценностей из храма святителя Николая Чудотворца. Прибывшие для этого в село Стрелково представители уездной комиссии 27 апреля констатировали: «В стрелковской церкви ценностей никаких не оказалось…»
Постановлением Президиума Мособлисполкома от 15 июля 1934 г. Никольский храм был закрыт: