Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
В селе Матвеевском церковь была издревле. В Смутное время она уничтожена.
В 1627 г. половина села была во владении Петра Ивановича Мансурова, другая за вдовой Парфентия Мансурова Марьей с детьми Тимофеем и Василием (ум. до 1646, стольник патриарха Филарета Никитича).
В 1654 г. село – вотчина Тимофея и Алексея (жилец в 1661 г., стряпчий в 1665 г.) Васильевичей Мансуровых, половина села, принадлежавшая П.И. Мансурову, перешла к его сестре Прасковье Ивановне (замужем за Борисом Нащокиным).
Затем эта часть принадлежала Григорию Борисовичу Нащокину, а в 1678 г. – Аграфене Григорьевне, урождённой Нащокиной, жене князя Григория Васильевича Тюфякина (стольник в 1696 г.), и Алексею Васильевичу Мансурову.
В 1757 г внук Григория Васильевича, Сергей Фёдорович Тюфякин, продал свою часть Тимофею Карповичу Шелашникову. Другая половина оставалась во владении Мансуровых.
С 1885 по 1891 г. в с. Матвеевском служил будущий священномученико. Василий Архангельский (1864-1937).
Он родился в г. Серпухове в семье псаломщика, в 1884 г. окончил Московскую Духовную семинарию, с. Матвеевское было первым местом его иерейского служения, с 1891 г. служил в храме Ахтырской иконы Божией Матери в с. Ахтырка (в наше время в Сергиево-Посадском районе Московской области). В деревнях своего прихода о. Василий организовал три воскресных школы.
В 1919 г. возведён в сан протоиерея.
В 1920 г. арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорён условно к трём месяцам заключения.
В 1929 г. обвинён в том, что «использовал свой авторитет среди верующих для ведения яростной антисоветской агитации», арестован и заключён в Бутырскую тюрьму, приговорён к ссылке на три года в Северный край.
В 1932 г., по возвращении из ссылки, о. Василию было запрещено жить ближе 100 километров от Москвы. Он был назначен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Тимашево Волоколамского района.
В 1935 г. награждён митрой.
22 сентября 1937 г. снова арестован.
Председатель сельсовета показал, что о. Василий систематически занимается контрреволюционной агитацией. 13 ноября того же года о. Василий Архангельский был расстрелян.
В 1890-х гг. священником в церкви с. Матвеевского был Алексей Сергеевич Остроумов, его сын Сергей (р. 1897) в 1917 г. окончил Московскую Духовную семинарию.
В советское время церковь Благовещения в с. Матвеевском полностью разрушена.
В 2000-х гг. построен новый храм.
Благовещенский храм, (1628)
Престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля)
Настоятель: священник Андрей Николаевич Саломасов, 1968
Телефон +7 (903) 169-60-70
Официальный сайт matveevskоe.cerkov.ru, blagoveschenskiy-hram
О храме
Как утверждают В. и Г. Холмогоровы, в селе Матвеевском, старинной родовой вотчине Мансуровых, издревле находился Благовещенский храм, который был уничтожен в начале XVII столетия по неизвестной причине. На его месте впоследствии возвели новую церковь с тем же посвящением. Она упоминается в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа в 1628 г.: «Церковь Благовещения Святой Богородицы, дани 9 денег десятильничьих гривна». Источники 1653 г. сообщают, что при храме «…двор попов, 4 двора помещиковых, 35 дворов крестьянских, 14 дворов бобыльских, пашни церковной вотчинникова данья полдесятины». В то время владельцами села были Тимофей и Алексей Мансуровы, а в 1680 г. — уже Иван Федорович Бутурлин.
В 1791 г. в Матвеевском построили новую деревянную церковь. Храмоздателем был помещик Борис Петрович Кологривов. Престол в церкви был один — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Позже, в 1860 г, в трапезной устроили придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Причт состоял из священника, дьячка и пономаря. Церковная земля насчитывала 31 десятину.
Бревенчатый деревянный Благовещенский храм был построен в виде креста с выступающим полукруглым алтарем и тремя крыльцами. Алтарь несколько отклонялся к югу. Высота церкви составляла около 17 метров. Снаружи стены были обшиты тесом. Вероятно, единственным украшением фасадов являлись карнизы из теса в виде поясков. Кровля храма и колокольни была шатровая на все скаты, на трапезной — шатровая на два ската, а на алтаре — дуговая. Над сводами находился глухой фонарь с шеей и украшениями в виде нарисованных окон. Крытая железом глава церкви была выкрашена в синий цвет. Металлические кресты, венчавшие храм и колокольню, были шестиконечными, с полулунием у подножия.
Входные двери размещались с западной, южной и северной сторон. Внутри здание выглядело как квадратная палата. Трапезная отделялась от церкви глухой стеной с пролетом. Алтарь возвышался над уровнем храма на одну ступень. Четырехъярусный иконостас, изготовленный, вероятнее всего, в конце XIX — начале ХХ в., был декорирован деревянной резьбой и колоннами. Царские врата — глухие, клиросы располагались на каменной солее и особых украшений не имели. Иконостас придела устроен в один ярус. Царские врата — глухие, резные, резьба в виде цветов. В «Метрике для получения верных сведений о древнеправославных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах» сказано, что Царские врата придела были «…сняты одним художником и помещены в одной исторической картине». К сожалению, неизвестно, кто этот художник и на какой картине он изобразил врата. Под сводами церкви находились изображения четырех евангелистов, других фресок в храме не было.
Двухъярусная колокольня, построенная в то же время, что и храм, имела вид четырехугольной башни. Колоколов было четыре, самый большой был отлит на заводе Самгина и весил 20 пудов.
В ризнице церкви Благовещения Пресвятой Богородицы хранилась икона великомученицы Екатерины, на ее серебряной ризе была надпись: «Поручик Яков Чернавский сим образом благословил дочь свою Екатерину 1770 года декабря 13 дня». Из сосудов, находившихся в храме, изяществом исполнения выделялись потир, украшенный серебряной накладной резьбой, и серебряный дискос (сделан в 1787 г.), а также два серебряных блюдца (сделаны в 1785 г.).
В 1908 г. архитектор Н. Павлов создал проект новой каменной церкви в селе Матвеевском, но строительство, очевидно, столкнулось с серьезными финансовыми затруднениями. В марте 1914 г. вместо сгоревшего ветхого деревянного Благовещенского храма был построен новый (тоже деревянный). Скорее всего, он планировался как временное сооружение, которое должна была заменить каменная церковь. Но она так и не была возведена.
12 мая 1922 г. в деревянном Благовещенском храме провели изъятие ценностей. Было вывезено 11 серебряных предметов, общим весом 2 фунта 85 золотников.
29 февраля 1936 г. Мособлисполком вынес постановление о закрытии храма:
«Принимая во внимание, что: 1) церковь в с. Матвеевском не функционирует с 1929 года и здание ее необходимо использовать под клуб колхозников, 2) на расстоянии 2-х километров в с. Прохорове имеется другая действующая церковь, Президиум Мособлисполкома, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8/IV—29 г., ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Разрешить Подольскому райисполкому церковь в с. Матвеевском закрыть, а здание использовать в указанных целях.
С предметами культа поступить согласно тому же постановлению ВЦИК и СНК от 8/IV—1929 года…
Предложить Подольскому райисполкому не производить фактической ликвидации церкви впредь до получения особого извещения от Мособлисполкома о вступлении в силу настоящего постановления».
Позже храм Благовещения Пресвятой Богородицы был полностью уничтожен.
В 2000 г. неподалеку от места, где находилась разрушенная церковь, был воздвигнут памятный крест и началось строительство нового храма. 19 октября 2003 г. благочинный церквей Подольского округа протоиерей Олег Сердцев возглавил первую Божественную литургию в новопостроенном храме. В 2004 г. была благоустроена территория и сделана ограда, в 2005 г. проведена реконструкция интерьера церкви. В 2006 г. поставлена звонница, построен дом причта и написаны новые образа для иконостаса.
12 августа 2007 г. архиепископ Можайский Григорий совершил Великое освящение Благовещенского храма.
Приход церкви в селе Матвеевском окормляет воспитанников МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подольский детский дом»: настоятель и прихожане проводят с ребятами духовные беседы, помогают им подготовиться к участию в Таинствах, отмечают вместе с ними праздники.
История прихода
На речке Рогожке, (Рогожне, как значилось в писцовых книгах) притоке Рожаи, до сих пор располагается деревня, получившая свое имя от одного из первых его владельцев. По писцовым книгам 7135 и 7136 (1627-1628) годов значится в Московском уезде Ростовской волости как «старинная родовая вотчина, половина села за Петром Ивановым сыном Мансуровым, а другая половина – за вдовою Марьею Парфеньевскою женою с детьми Тимофеем и Василием Мансуровыми… а в селе место церковное, что была церковь Благовещения Пресвятыя Богродицы, да в селе 12 дворов крестьянских».
Род Мансуровых происходит от Аливтея Шигильдеева, сына Мансурова, в крещении Бориса, который выехал из Орды к великому князю Московскому Иоанну Даниловичу Калите.
Потомки рода Мансуровых служат Московскому престолу с 1513 года. Покоритель Сибирского царства Иван Мансуров, будучи полковым воеводой последнего Рюриковича – царя Феодора Иоанновича, в 1585 году поставил на Оби в устье Иртыша первый русский город в Сибири. Можно предположить, что он, Иван Мансуров, и поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в с.Матвеевском в благодарность Богу за рождение женой Марией сына Петра.
Благовещенская церковь была построена и освящена в 1628 году. По смерти Петра Ивановича Мансурова его половина досталась родной сестре Прасковье Ивановне, жене Бориса Нащокина. С 1646 году их долей села владел сын Григорий Борисович Нащокин, думный дворянин, московский дипломат, проводивший переговоры с поляками, шведами и датчанами в 50-60 годы XVII века. Другой половиной села владели вдова Мария Парфенова с сыном Тимофеем и внуком Алексеем Васильевичем Мансуровым. В Матвеевском в то время числилось 19 крестьянских дворов.
В 70-е годы XVII века селом Матвеевским кроме Алексея Васильевича Мансурова владела Аграфена Григорьевна Нащокина — дочь знаменитого дипломата, жена князя, воеводы царя Михаила Феодоровича (первого царя из рода Романовых), московского посла в Персии, Григория Васильевича Тюфякина. В 1678 году в селе был двор вотчинников князя Тюфякина, 20 крестьянских и бобыльских дворов; а в 1680 году, при досмотре церквей и церковных земель в Перемышльской десятине князем Иваном Андреевичем Шелешпальским, оказалось: «в селе Матвеевском церковное строение новое деревянное Ивана Феодоровича Бутурлина, а по сказке Благовещенской церкви попа Семена Никитина: церковной земли и сенных покосов и руги нет, а питается он, поп, мирским подаянием».
В 1704-1710 годах при Благовещенской церкви служили — священник Дмитрий Никифороф и дьячок Михаил Дмитриев, а село насчитывало 22 крестьянских двора.
В 1757 году князь Сергей Феодорович Тюфякин, внук знатного дипломата Г.В.Тюфякина, продал свою часть села Тимофею Карповичу Шелешникову; другая часть осталась у Мансуровых, которые владели и соседним селом Сынково, деревнями Харитоново и Фетчьиново (Федчищево, Фетищево).
Уроженцем села Матвеевское был Андрей Пухов, рядовой 14-й пехотной дивизии, проявивший чудеса смекалки и отваги в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, во время переправы через Дунай. Отличился Андрей Пухов и в обороне Шипки, в сражении при Шейново.
В наступившую эпоху воинствующего безбожия Благовещенский храм, который более 300 лет собирал людей для богослужения, был закрыт и разрушен в 1933-1936 годах.
В 2000 году от Рождества Христова на месте прежнего храма был воздвигнут памятный крест. С этого времени началось строительство нового храма. В 2003 году Благочинным церквей Подольского округа была совершена первая Божественная литургия, а 12 августа 2007 года архиепископ Можайский Григорий совершил Великое освящение храма и Божественную литургию.